Итоговое заседание Общественного совета при Минстрое России
25 марта 2025 года состоялось итоговое заседание Общественного совета при Минстрое России. Мероприятие прошло под председательством Сергея Степашина.
Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин выступил с приветственным словом.
В заседании принял участие и выступил Председатель Профсоюза А.Д. Василевский.
В заседании также приняли участие представители Счетной и Общественной палат, Государственной Думы, Совета Федерации и Ассамблеи региональных общественных советов в сфере строительства и ЖКХ.
Открывая заседание, председатель Общественного совета Сергей Степашин подчеркнул, что совет вместе со всей отраслью работал в условиях вызова. «Ужесточение кредитно-денежной политики в условиях осуществления Российской Федерацией специальной военной операции, беспрецедентных антироссийских санкций, потребовало поиска новых механизмов и стимулов для стройки и ЖКХ.
Еще один акцент сделал на том, что членами общественного совета оказывается благотворительная и гуманитарная помощь бойцам СВО и жителям пострадавших в результате боевых действий регионов.
Говоря о кадровой проблеме, Сергей Степашин обратил внимание на дефицит кадров в ЖКХ в новых регионах и озвучил предложение Профсоюза работников жизнеобеспечения о введении повышенных тарифных ставок, должностных окладов, премий и других выплат, стимулирующих работников.
Важным направлением деятельности Минстроя России и Общественного совета является развитие коммунальной инфраструктуры. Накопившиеся здесь проблемы и установленные Президентом страны амбициозные цели модернизации коммунальных объектов, требуют от участников данного процесса комплексного подхода к этой работе, включая инвентаризацию коммунальных объектов регионов, формирование сбалансированной модели управления отраслью ЖКХ страны в целом, реализацию масштабных проектов и мобилизацию дополнительных источников их финансирования.
В условиях ограниченности прямого бюджетного финансирования расходов на указанные цели позитивной оценки заслуживает практика применения финансовых инструментов федеральной поддержки обновления коммунальной и иной инфраструктуры на возвратной основе. Это – механизмы инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК), специальных казначейских кредитов (СКК), программа привлечения средств ФНБ и др.
Как показывает практика, в силу льготных условий кредитования данные инструменты широко востребованы регионами, реально способствуют их ускоренному экономическому росту, реализации масштабных инфраструктурных проектов, созданию дополнительных рабочих мест и повышению качества жизни граждан. Накопительным итогом с 2022 года по состоянию на конец отчетного года только с использованием инструментов ИБК и СКК завершено строительство и модернизация более 500 инфраструктурных объектов и мероприятий, поставлено более 8000 единиц общественного транспорта и обновлено порядка 1260 км сетей. Для обеспечения качества жилищно-коммунальных услуг необходимо решить ряд проблем, в том числе определиться с системными изменениями в вопросах управления МКД.
Для повышения качества коммунальных услуг необходимы:
1. Система стандартизации по управлению и обслуживанию многоквартирного жилого фонда, включая дифференциацию перечней работ в зависимости от технических характеристик и условий обслуживания МКД;
2. Экономически обоснованные правила ценообразования управляющих компаний и РСО
3. Механизм государственной поддержки и стимулирования инвестиций;
4. Эффективная адресная поддержка граждан (субсидии) на оплату жилищно-коммунальных услуг;
5. Кадровое обеспечение организаций жилищно-коммунального хозяйства;
6. Обеспечение допуска к управлению и обслуживанию МКД добросовестных и квалифицированных участников, защита интересов добросовестных участников рынка управления и обслуживания МКД (в том числе путем возмещения ущерба);
7. Эффективное разрешение конфликтов.
Еще одна проблема в ЖКХ - обеспечение кадрами.
Сдерживание тарифов последнее десятилетие привело к низким зарплатам в ЖКХ и сокращению персонала. В итоге для проведения масштабной модернизации необходимо создать или перепрофилировать центры обучения профессиям в сфере ЖКХ, поднять престиж работника, ввести программы льготного кредитования молодёжи, работающей в сфере ЖКХ, по аналогии с программами для IT-специалистов. Считаем, что необходимо на государственном уровне вести работу по повышению престижа профессии работника ЖКХ, в том числе через СМИ.
Проблема кадров для ЖКХ стоит для всех регионов, но самая сложная ситуация сложилась в Херсонской и Запорожской областях. Проведение СВО на территории этих областей, разрушения инфраструктуры, непрекращающиеся диверсии со стороны ВСУ в период 2023–2025 годов привели к значительному оттоку населения, в том числе и работников сферы жилищно-коммунального хозяйства. В силу этих обстоятельств замещение персонала на объектах жилищно-коммунального хозяйства проводится за счет персонала, командированного из центральных регионов России, что влечет за собой значительные финансовые затраты со стороны организаций командирующих работников в новые территории.
Люди работают в экстремальных условиях, и я хочу сегодня обратить внимание на инициативу Профсоюза работников обеспечения по вопросу присвоения статуса участника Специальной военной операции работникам организаций, командированным в новые территории для восстановления и эксплуатации объектов жизненно важной инфраструктуры.
Учитывая важность выполняемых задач гражданским персоналом, командированным для восстановления инфраструктуры новых территорий и обеспечения её штатного (нормального) функционирования, а также риски осуществления трудовых функций в условиях фактически ведения боевых действий нужно рассмотреть и возможность повышения тарифных ставок, должностных окладов, премий и других выплат, стимулирующих работников, командируемых в новые территории Российской Федерации. С этой целью возможно использование советского опыта (законодательства) по стимулированию работников районов Крайнего Севера и приравненных к нему районов в новых реалиях применительно к новым регионам Российской Федерации.
Тема кадров актуальна не только для ЖКХ, но и для стройки. В рамках подготовки предложений по антикризисным мерам Общественный совет предложил организовать работу с Ассоциацией ветеранов СВО в целях формирования трека трудоустройства подходящих кадров в строительные компании, соглашение подписано, и работа стартовала. 20 февраля 2025 решением Общественного совета была создана рабочая группа по взаимодействию с ассоциацией «Ветеранов СВО» призванная помочь в трудоустройстве ветеранов после окончания СВО. Возглавил группу член Общественного совета Сираев Тимур Альбертович. Прошу Вас рассмотреть возможность активного участия в работе этой группы.
Еще одно предложение, касающееся мер поддержки при восстановлении и развитии новых регионах, касается внедрения цифровизации строительства. Наша Комиссия по цифровизации предлагает меры поддержки финансового стимулирования застройщиков при переходе на новые технологии в виде льгот проектного финансирования для застройщиков, перешедших на российские цифровые платформы со стороны банков, поскольку ставки на уровне 18–20% являются преградой для экономической рентабельности проектов. Но особенно это касается новых регионов. Сегодня туда идет большой объем субсидирования, и чтобы стройка в этих регионах была сразу цифровой, можно предусмотреть субсидирование отечественного программного обеспечения. Предлагаем подготовить Правила предоставления субсидий по использованию российского программного обеспечения из федерального бюджета бюджетам новых субъектов России - Республика Крым, ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области.
Уверен, что совместная работа профессионального сообщества, общественности и ведомства позволит решить задачи, поставленные Президентом страны. Благодарю за внимание.